ПАРУС

ПАРУС
Движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек судна (прямой П.) или вдоль него (косой П.). К П. также относятся аэродинамические и эквивалентные им жесткие оболочки (см. Парус-крыло). Впервые П. появился 5-6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, несколько позже и независимо - в Китае, Восточной Азии, Океании и Южной Америке. Вначале это был один прямой П., укрепленный на съемной мачте. Дополнительные к основному П. появились на римских кораблях во II - I вв. до н. э. Относительно малого размера прямой П.- артемон стали укреплять на короткой, сильно наклоненной вперед носовой мачте, со временем превратившейся в бушприт. Пространство между топом (верхней частью) мачты и ноками (оконечностями) рея стали заполнять двумя небольшими треугольными П. Использование дополнительных парусов, в особенности артемона, расширило возможности управления судном, доступным стало хождение не только при попутных, но и при боковых ветрах. Большие возможности следовать острыми к ветру курсами дали косые, первоначально латинские П., изобретенные египтянами или пришедшие с Востока в IV в. н. э. Треугольные П., растянутые длинной передней шкаториной по сильно наклоненному вперед рею, позволили судам галсами подниматься "на ветер", т. е. фактически ходить против ветра. Для увеличения площади парусности при слабых ветрах в XIV в. были введены бонеты: куски парусины, которые при необходимости пришнуровывались к нижней шкаторинам основной П. Впоследствии они вошли в общий покрой, и возникла система рифления П., позволявшая уменьшать их площадь при усилении ветра. В XV в. появился еще один П.- марсель, поднимаемый над основными П. В конце XV в. ввели в употребление блинд - П., располагавшийся под бушпритом и во многом повторявший забытый к тому времени артемон. В XVII-XVIII вв. на крупных парусных судах стали использовать косые паруса бушприта (стаксели и кливера), отказавшись от менее удобного блинда. В конце XVII в. изобрели лиселя - выдвижные дополнительные П., наращивающие прямые основные П. по бокам. В XVIII в. утвердились брамсели и бом-брамсели - прямые П., располагаемые выше основного П. и марселя. В XIX в. к ним прибавились располагаемые еще выше трюмсели и мунсели, а затем чрезмерной величины марсели и брамсели были разделены на верхние и нижние. В конце XIX в. впервые применена разрезная бизань - разделенный по высоте трисель. В начале XX в. в практику введено множество изобретений, позволивших облегчить управление парусами и их обслуживание: механическое рифление прямого П. (наматывание на вращающийся рей), брасовые лебедки для брасопки реев (поворота их в горизонтальные плоскости), самотормозящиеся лебедки для подъема и спуска подвижных реев. П. современных судов и яхт весьма разнообразны по размерам и конструкции. Простейшим является прямой П. в форме равнобокой трапеции, который верхней шкаториной крепится к горизонтальному рею, соединенному своей серединой с мачтой. Этот П. пригоден в основном для движения полными курсами, т. к. его наветренная шкаторина не обладает достаточной жесткостью, чтобы привести судно к ветру круче 60-70°. Косые П. (треугольные или неправильной формы четырехугольные) в отличие от прямого располагаются на наклонном рее несимметрично относительно мачты. К ним относятся следующие П.: рейковый, или люгерный, П. появился в средние века как результат усовершенствования прямого четырехугольного П. Галсовый угол (нижний передний) первоначально крепился у форштевня судна; П. всегда располагался с подветренной стороны мачты. При перемене галса шкот отдавали и П. с рейком переносили на другую сторону мачты. Соврем, вариант этого П.- балансирный рейковый П., у которого галсовый угол крепится к мачте или на пятке гика. Дальнейшим усовершенствованием рейкового П. стал г у а р и, у которого гафель почти параллелен мачте и является как бы ее продолжением. По 3 шкаторинам он пришнуровывается к рангоуту. Обладает хорошими лавировочными качествами. Короткий рангоут легко размещается в лодке, поэтому гуари часто оснащают парусно-гребные суда, где паруса используются эпизодически. Гафельный П.- другой результат усовершенствования рейкового. Отличается низким расположением центра парусности, хорошей тягой на полных курсах, однако недостаточно эффективен при лавировке. Латинский П. применялся в основном на остроносых средиземноморских судах и на лодках с аутригером, распространенных на островах Тихого океана Благодаря длинному наклонному рею, к которому пришнуровывается П., на нем появляется направленная вверх составляющая аэродинамической силы, исключающая притапливание носа. Мачта обычно короткая, сильно наклонена вперед. Латинский П. малоэффективен на острых к ветру курсах. Четырехугольный шпринтовый П. крепится одной шкаториной к мачте и растягивается по диагонали рейком - шпринтовом. Получил распространение на рыбацких судах в районах с частыми порывами ветра, т. к. для быстрого уменьшения площади П. достаточно освободить шпринтов от крепления на мачте. Шпринтовый П. всегда остается на мачте и на стоянке пришнуровывается к ней вместе со шпринтовом. Бермудский П. получил наибольшее распространение с 20-х гг. XX в. Обладает высокими аэродинам, качествами, позволяющими судну идти круто к ветру (до 30°). По передней и нижней шкаторинам крепится к рангоуту при помощи ликпаза или ползунов, скользящих по рельсам. Форма задней шкаторины поддерживается латами. На быстроходных судах типа катамаранов и тримаранов применяют П. со сквозными латами, которые обеспечивают его жесткость и неизменность профиля. У прямых П. различают лицевую, обращенную к ветру, и изнаночную стороны, у косых - только правую и левую. Прямые П. "ставятся" и "убираются", косые - "поднимаются" и "спускаются". В качестве дополнительных на спорт, яхтах применяют П. спец. типов: блуперы, спинакеры, ричеры, генуи и другой, раскрой и конструкцией которых отличаются от основных. П. сшивают из отдельных полотнищ, расположение которых зависит от характера нагружения П. и системы его раскрепления (обычно их ориентируют по линии наибольших растягивающих усилий). Для того чтобы ткань не деформировалась при больших нагрузках, полотнище любого П. усиливают нашивными полосами: бантами (горизонтальными), боутами (вертикальными или наклонными, предохраняющими П. от проходящих рядом снастей), стоплатами (по углам П. и в местах прилегания П. к рангоуту). На небольших П. вдоль полотнища зашивают 1-2 складки - фальшшвы. По кромкам П. обликован - укреплен растительным (косые П.- по всем шкаторинам, прямые - по верхней) или гибким стальным (боковые и нижние шкаторины прямых П.) ликтросом. П. небольших размеров ликуют только по шкаторинам, которые крепятся к рангоуту и штагам, свободные шкаторины усиливают накладными полосами или подгибом кромки в 2-3 слоя. Отдельно на П. нашивают риф-банты - накладные полосы, усиливающие риф-гаты (отверстия для взятия рифов). Для крепления П. к деталям рангоута по соответствующим шкаторинам располагают люверсы (отверстия), обшитые парусными нитками или отделанные медными кольцами (кренгельсами). Люверсы располагают также и в углах П. для крепления снастей бегучего такелажа. В заднюю шкаторину косых П. иногда вшивают булинь для регулирования ее натяжения. Выпуклая форма соврем. П. ("пузо паруса") придается серповидностью шкаторин, использованием закладок (сужением полотнищ по направлению к передней и нижней шкаторинам), а также специальным профилированием отдельных полотнищ по кромкам.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. . 1986.

Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПАРУС" в других словарях:

  • ПАРУС — муж. парусок, парусец; парусишка; парусища или парусина; щит, полсть из ткани, разного покрою, растягиваемая на водоходных судах, для движенья их ветром; ветрило, дон. полог. | Корабль, судно на ходу, в море. На закрое парус виден, показалось… …   Толковый словарь Даля

  • "Парус" — «ПАРУС», пейзажно символич. стих. Л. (1832). Стих. можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтич. мироощущения (и поэтики) Л.; вместе с тем в нем содержится попытка переосмыслить с романтич. максимализмом поставленные в ранней …   Лермонтовская энциклопедия

  • парус — на всех парусах.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. парус марса лисель, штаковина, спинакер, стаксель, пандатив, фок, драйвер, грот, балун, трюмсель, брифок, апсель, дымсель …   Словарь синонимов

  • ПАРУС — ПАРУС, паруса, мн. паруса, муж. (от греч. pharos). 1. Укрепляемый на мачте большой кусок ткани (парусины) специального покроя, надуваемый ветром и этим приводящий судно в движении. Косой парус. Прямой парус. Поднять или поставить паруса. Убрать… …   Толковый словарь Ушакова

  • Парус — (Адлер,Россия) Категория отеля: Адрес: улица Староохотничья 29, Адлер, Россия, Описание: В гостевом доме «Парус» с видом на олимпийские объекты к вашим услугам бесплатный WiFi и столовая …   Каталог отелей

  • Парус — конструкция в виде вогнутого сферического треугольника, являющаяся переходной от прямоугольного основания к круглому в плане купольному покрытию или барабану. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПАРУС — целое либо сшитое из кусков полотнище или гибкая пластина определённой формы и размеров; в зависимости от назначения они укрепляются на (см.) и служат для преобразования энергии ветра в энергию судна движущегося на водной поверхности, или буера… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ПАРУС — судна полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна. Различают паруса прямые (в виде равнобокой трапеции) и косые (3 и 4 угольные). Изготовляют из парусины, синтетических тканей, циновок (на джонках) и т …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРУС — ПАРУС, а, мн. а, ов, муж. Укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище (или несколько особо скроенных, сшитых полотнищ) из парусины, плотной ткани. Прямой, косой п. П. из циновки (на джонках). Плыть, идти под парусами. Плыть, идти на… …   Толковый словарь Ожегова

  • парус — паруса, мн. паруса, м. [от греч. pharos]. 1. Укрепляемый на мачте большой кусок ткани (парусины) специального покроя, надуваемый ветром и этим приводящий судно в движении. Идти под парусами. 2. Отдельное коммерческое судно (в отличие от вымпела,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • парус — белоснежный (П.Я.); белый (Полежаев, Пушкин, Рылеев, Хомяков); быстрый (Рылеев); перелетный (Полежаев); серебряный (Мирэ); стройный (Куприн) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А.… …   Словарь эпитетов

Книги

  • Парус, М. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт XIX века, прозаик и драматург, классик художественной литературы, отличительными чертами которого стали нравственный максимализм и… Подробнее  Купить за 757 руб
  • Парус, Лермонтов Михаил Юрьевич. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский поэт XIX века, прозаик и драматург, классик художественной литературы, отличительными чертами которого стали нравственныймаксимализм и… Подробнее  Купить за 687 руб
  • Парус, Лермонтов М.. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — русский поэт XIX века, прозаик и драматург, классик художественной литературы, отличительными чертами которого стали нравственныймаксимализм и… Подробнее  Купить за 473 руб
Другие книги по запросу «ПАРУС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»